Спонсоры

Виды железнодорожного транспорта в строительстве

Производство строительно-монтажных работ - Транспортные и земляные работы

   Транспортные работы — погрузка, перевозка и разгрузка строительных материалов, конструкций и изделий — по стоимости составляют от 20 до 30% от общей стоимости строительных работ; по трудоемкости, включая погрузку и разгрузку,— около 50—55% от трудоемкости всего сооружения. Транспорт на строительстве разделяют на внешний и внутрипостроечный.

   Внешний транспорт соединяет строительную площадку с общей сетью железных дорог, пристанями, карьерами, предприятиями, расположенными в районе строительства. В некоторых случаях грузы по внешнему транспорту могут перевозиться непосредственно на строительную площадку.

   Внутренний транспорт обеспечивает перевозки грузов, материалов и конструкций на территории строительной площадки.

   Основными видами транспорта в строительстве являются железнодорожный, автомобильный и тракторный. При соответствующих условиях используется водный транспорт. Вид транспорта устанавливается на основе экономических расчетов и в зависимости от местных условий.

   Железнодорожный транспорт используется для доставки дальнепривозных материалов на станцию назначения. При достаточной близости последней к территории строительства устраивается подъездной железнодорожный путь от станции к строительству с вводом его на территорию строительства, благодаря чему отпадает перегрузка материалов на станции назначения. Устройство подъездного железнодорожного пути экономически целесообразно при массовом поступлении грузов. На строительстве применяются рельсовые пути широкой колеи (расстояние между головками рельсов 1524 мм) и узкой колеи (расстояние между головками рельсов 750 мм).

   Рельсовые дороги, обслуживающие строительство, подразделяются на подъездные пути, соединяющие строительную площадку с путями общегосударственной железнодорожной сети, и внутриплощадочные пути, обслуживающие перевозки в пределах территории строительной площадки.

   Железнодорожный путь обычно проходит в выемках и насыпях и состоит из верхнего и нижнего строений (рис. 97). Нижнее строение дороги состоит из земляного полотна и искусственных сооружений (мосты, трубы). Железнодорожный путь характеризуется продольным и поперечным профилями.

   Верхнее строение пути состоит из рельсов с креплениями, шпал и балластного слоя, через который давление от поезда передается на нижнее строение пути. Рельсы на подкладках прикрепляются к шпалам костылями или шурупами; концы рельсов в стыках соединяются с помощью накладок и болтов (рис. 98). Шпалы могут быть деревянными, металлическими и железобетонными.

Железнодорожный путь 

Рис. 97. Железнодорожный путь 1 — земляное полотно;  2 — верхнее строение

   В качестве тяговых средств на ширококолейных строительных путях применяют паровозы, тепловозы, мотовозы и электровозы. На узкоколейных путях чаще всего применяют мотовозы и танкпаровозы узкой колеи.

Типы стыков рельсов 

Рис. 98. Типы стыков рельсов а - на шпале; б — на весу

   Из грузового подвижного состава применяются крытые вагоны, полувагоны и платформы двух- и четырехосные грузоподъемностью от 16,5 до 60 тс. Полувагоны могут быть грузоподъемностью и до 90 тc. Для перевозки строительных сыпучих грузов пользуются вагонами-самосвалами (думпкарами) для широкой и узкой колеи с опрокидывающимся кузовом. Для перевозки жидкостей служат вагоны-цистерны; для перевозки цемента—специальные саморазгружающиеся вагоны и вагоны-цистерны с пневматической выгрузкой цемента (рис. 99).

Вагон-цистерна для перевозки цемента с пневматической разгрузкой 

Рис. 99.  Вагон-цистерна для перевозки цемента с пневматической разгрузкой 1 — аэролотки; 2 — сжатый воздух

   Подвижной состав узкой колеи в основном состоит из вагонеток с опрокидывающимися металлическими кузовами (рис. 100) и вагонеток с деревянными открывающимися бортами.

Вагонетка узкой колеи с опрокидывающимся кузовом 

Рис. 100. Вагонетка узкой колеи с опрокидывающимся кузовом

   Для обеспечения безопасности движения по железным дорогам установлено предельное наружное очертание или габарит подвижного состава, а также габарит, ограничивающий приближение строений к пути (рис. 101).

Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог широкой колеи 1524 мм; слева от осевой линии — на перегонах; справа — на станциях
Рис. 101. Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог широкой колеи 1524 мм; слева от осевой линии — на перегонах; справа — на станциях 1 — уровень головки рельса